irinadvorkina (irinadvorkina) wrote in korrektor_ru,
irinadvorkina
irinadvorkina
korrektor_ru

Category:

Российская Энциклопедия о коврах: новая классификация или хаос?

Возможно, кому-то пригодится:
Оригинал взят у irinadvorkina в Российская Энциклопедия о коврах: новая классификация или хаос?

Две статьи в Большой Российской Энциклопедии заставили взяться за «мышку». Традиционно у нас это издание считается самым авторитетным, например, для редакторов издательств, которые еще живы, БРЭ – это вроде ГОСТа. Поэтому считаю необходимым кое-что пояснить.

После цитат из статей БРЭ свои комментарии даю после знака ==

1.
Ковёр… Историческая справка.
http://knowledge.su/k/kovyor

БРЭ: «К коврам относятся также выполненные в аналогичных техниках дверные и настенные занавеси, покрышки жилищ (шатров, юрт, кибиток); полосы для обвязывания юрт. В европейских культурах распространены покрывала, налавники и др.»
== Корректнее разделять ковры и ковровые изделия.

БРЭ: «Ковры изготавливаются из стеблей растений в сочетании с нитями и верёвками (циновка); нитей из растительного, шерстяного или шёлкового волокна (ворсовые ковры и гладкотканые килим и сумах) либо растительного или шерстяного волокна в массе - тапы и войлока (смотри Кошма)».
== У циновок и ковров – похожие роли в быту. Но разница в материалах и технике создания слишком велика, чтобы причислять циновки к коврам, хотя они и предшествовали изобретению ткачества. Циновки плетут из готовых стеблей растений, а ковры ручной работы ткут из пряжи на станках с различным уровнем «механизации».

БРЭ: «циновки; изготавливаются повсеместно, кроме арктической зоны».
== Трудно утверждать, было ли так в прошлом, и можно ли утверждать, что «повсеместно» – в настоящее время?

БРЭ: «Килимы известны большинству народов, знакомых с ткачеством, они являются самым ранним тканым узорным текстилем в истории человечества».
== Есть более древние примеры ткачества с узорами, чем килимы (джеджимы и т. п.),  конечно, если не считать килимами любые тканые изделия.

БРЭ: «Ворсовая техника зародилась, по-видимому, в Северной Месопотамии (древнейшие изображения одежды из ворсовой ткани зафиксированы на алебастровых статуэтках середины 3-го тысячелетия до нашей эры из Мари)».
== Можно ли считать отсутствие артефактов (таких беззащитных перед временем, как текстиль) доказательством, что чего-то где-то не было?
Алебастровые статуэтки: на некоторых из них изображены шумеры в одежде из меха, на других видно, что она состоит из петель. Но каким образом сделаны петли, остается неясным.


БРЭ: «Наиболее известен ворсовый ковер ахеменидской работы из 5-го Пазырыкского кургана (Горный Алтай, 4 век до нашей эры).
== Навряд ли сами цари династии Ахеменидов ткали ковры :-)
Исследователи еще не пришли к единому мнению о происхождении этого ковра и его столь точной датировке.


БРЭ: «Петлевая техника».
== Традиционно у нас техника и ковры называются петельными (как это и написано в первой части статьи БРЭ).

БРЭ: «ковры Императорских мастерских России».
== Видимо, имеется в виду «Петербургская шпалерная мануфактура».

2.
КИЛИ́М http://bigenc.ru/ethnology/text/2063577 или на сайте http://knowledge.su/ (см. через поиск справа).

БРЭ: КИЛИ́М (тюрк. ки­лим, ке­лим, ге­лим, ги­лим), вид глад­кот­ка­ных мно­го­цвет­ных ков­ров . Струк­ту­ра К. вы­пол­ня­ет­ся пре­им. пря­мым пе­ре­пле­те­ни­ем (про­стое пря­мое, твайн), при­чём узор фор­ми­ру­ет­ся струк­ту­ро­об­ра­зую­щим уткóм; ут­ки раз­но­го цве­та не про­тя­ги­ва­ют­ся по всей ши­ри­не тка­ни (как у па­ла­сов ), а за­пол­ня­ют оп­ре­де­лён­ные час­ти ри­сун­ка. На мес­те сты­ка ут­ков раз­но­го цве­та мо­гут ос­та­вать­ся за­зо­ры (К. с за­зо­ром), они ли­бо сце­п­ля­ют­ся друг с дру­гом (К. с за­це­пом по ут­ку), ли­бо це­п­ля­ют­ся за ос­но­ву (К. с за­це­пом по ос­но­ве). Ис­поль­зу­ют­ся так­же приё­мы об­во­да, про­ки­да, вве­де­ния до­пол­нит. экс­цен­трич. ут­ков, дополнит. соединит. нитей и др.
== В русском ткачестве приняты иные традиционные термины (подробнее ниже).

БРЭ: Ки­лим­ная тех­ни­ка сфор­ми­ро­ва­лась пред­по­ло­жи­тель­но в Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье и яв­ля­ет­ся, по-ви­ди­мо­му, пер­вым и наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным приё­мом узор­но­го тка­че­ст­ва.
== О первоочередности см. выше.
Узорным ткачеством в русской терминологии называются не ковры с узорами, а ткани, чаще с раппортным рисунком. Их ткут с помощью различных ремизных устройств. Узорное ткачество имеет свою развитую терминологию: техника браного ткачества, закладного, выборного, ажурного, перебор под полотно.


БРЭ: Наи­бо­лее ран­ние из­вест­ные К. про­ис­хо­дят из Егип­та (К. с кар­ту­шем Тут­мо­са III из пи­ра­ми­ды Тут­мо­са IV, 15 в. до н. э.).
== Ткань из гробницы (не у каждого фараона была своя пирамида) Тутмоса IV трудно называть ковром, т. к. это фрагмент одежды Аменхотепа II, а в картуш вписано его же имя (Carter H., Newberry P. E. The Tomb of Thoutmosis IV. Westminster 1904).

БРЭ: Не­ве­ро­ят­но слож­ный ва­ри­ант ки­лим­ной тех­ни­ки су­ще­ст­во­вал с на­ча­ла н. э. у на­се­ления Пе­ру.
== Это лирическое определение означает, что перуанские ткачи использовали, кажется, все возможные ткацкие приемы.

БРЭ: Об­ще­из­ве­ст­ные ви­ды К. – копт­ские тка­ни пер­вых ве­ков н. э., ев­роп. шпа­ле­ры и, как их ва­ри­ант, франц. го­бе­ле­ны . Ки­лим­ная тех­ни­ка так­же ис­поль­зу­ет­ся для де­ко­ри­ро­ва­ния пред­ме­тов оде­ж­ды и уб­ран­ст­ва до­ма (под­зо­ры, по­ло­тен­ца и т. п.)...
С 1-го тыс. до н. э. К. из­вест­ны в Сре­ди­зем­но­мор­ском бас­сей­не, Ма­лой Азии, Цир­кум­пон­тий­ской зо­не, вклю­чая Кав­каз и Бал­ка­ны, Ира­не и сте­пях Ев­ра­зии от Сев. При­чер­но­мо­рья до Ки­тая, вклю­чая Ал­тай (Па­зы­рык­ские кур­га­ны), Ту­ву (Ар­жан ) и бас­сейн р. Та­рим (нек­ро­поль Шам­пу­ла, 2 в. до н. э. – 2 в. н. э.). В Но­вом Све­те тра­ди­ция К. про­сле­жи­ва­ет­ся с кон. 1-го тыс. до н. э. Во 2-м тыс. н. э. К. рас­про­стра­не­ны в Тур­ции, Ира­не, Ки­тае, в Центр. Азии, араб. стра­нах, на Кав­ка­зе и в Вост. Ев­ро­пе, в Пе­ру и у ин­дей­цев на­ва­хо в Сев. Аме­ри­ке.
Уже с 1-го тыс. до н. э. сло­жи­лись устой­чи­вые ло­каль­ные ва­ри­ан­ты К. Так, кит. ке­се из­го­тав­ли­ва­лись из шёл­ка; в егип. К. ис­поль­зо­ва­лась ос­но­ва из льна, в цир­кум­пон­тий­ских ре­гио­нах (Бес­са­ра­бия, Сев. Кав­каз) – из ко­но­п­ли; в Сев. Ев­ра­зии осн. ма­те­риа­лом для ут­ка бы­ла шерсть; в куль­ту­ре На­ска и у ин­ков де­ла­ли ос­но­ву из хлоп­ка, а уток – из шер­сти ка­ме­ли­дов и др.


== В хронологию вдаваться не будем, а пугающую Цир­кум­пон­тий­скую зо­ну придется искать не в БРЭ, а в Википедии. Но, достаточно грустных примеров. Поговорим лучше о проблеме в целом.

Собственно, статья БРЭ о килимах должна была бы носить более общее название, поскольку она посвящена всем гладкотканым изделиям. Но, кажется, впервые мы узнаем из авторитетного источника, что все они относятся к килимам и созданы в «килимной технике».

Хотя у многих народов гладкие ковры называют килимами, у некоторых народов они имеют собственные наименования.
В Европе гладкие ковры в любой технике часто называют килимами (но не вообще всё гладкотканое).
В России любые гладкие ковры исстари называли поласами. Позднее – безворсовыми коврами. В конце ХХ века их, наконец, стали называть более точно: гладкие ковры (или ковры гладкого ткачества). Хотя термин «гладкие» тоже не оптимальный, но лучше остальных.
И тут появляется новый вариант названия – килимы.

Шпалеры и гобелены, китайские ткани кэсы (в статье неожиданное написание – «кесе»), древние перуанские и коптские ткани, изделия в разнообразных техниках неведомых (по происхождению) древних мастеров в разных концах света БРЭ предлагает именовать килимами.
Но килимы – это традиционные восточные ковры и называть так любые гладкотканые изделия некорректно.

У китайских тканей и ковров кэсы общее с килимами – только техника с просветами. Скорее всего, она и была взята из восточных ковров. Кстати, сначала их и ткали из шерсти, а уже позднее – из шелка. Но сами кэсы стали самостоятельным уникальным явлением и называть их килимами не приходится. Это скорее шпалеры. Но вот незадача – иногда их называют гобеленами.

На вопрос, «что такое гобелен?» сегодня услышишь ответ: декоративная промышленная (жаккардовая) ткань, портьеры, обивка для мебели, машинный ковер. Уже мало кто знает, что изначально – это особый вид гладких ковров ручной работы.

Килимы и шпалеры – ковры, но шпалеры – не килимы. И те, и другие используют некоторые общие приемы ткачества, но это не повод, чтобы называть их одинаково.
Пока текстильщики Москвы и Петербурга пытаются разобраться, как правильнее называть современные произведения – шпалерами или гобеленами (или по-европейски, но русифицировано – таписсерией, а если точнее – таписри), и в какой же технике – шпалерной или гобеленовой (или тапис…..), работают гобеленщики (гобеленисты, шпалерники, таписристы?), возникло свежее предложение – килимы и килимная техника.
Исходя из предложенной классификации можно сказать, например, что прославленная серия «Дама с единоргом» – это килимы, сотканные в килимной технике.

Особенно достается от терминологического хаоса еще с прошлого века коптским тканям – и им самим, и определению техники, в которой они созданы. Все-таки, килим – это ковер (как и сказано в первой строке статьи БРЭ «Килим»). Называть коврами маленькие вставки для одежды, занавесей, скатертей и прочих утилитарных изделий, согласитесь, странно. И гобеленами – тоже, как это сделано в каталоге «Коптские ткани» ГМИИ им. А. С. Пушкина (М., 2010). Принятое название «коптские ткани» представляется оптимальным вариантом.

P. S. А что, если собраться всем, кого волнуют вопросы терминологии и наконец договориться, как и что называть? Кстати, это можно сделать и виртуально.
И тогда будущим авторам книг, методических пособий, диссертаций и статей не придется каждый раз заново решать, какой термин выбрать из хаоса в интернете, придумывать свои варианты, переименовывать принятые в русском языке традиционные термины на английский лад.
Проблема давно назрела и перезрела. Сегодня многие, кто занимается ручным ткачеством даже в вузах, называют это занятие плетением, не видя разницы уже в основных понятиях (о различиях – см. в блоге).

Примеры разнообразия в терминологии: в 1950–е годы (Бетехтин Г. и др. Технология ковроделия РСФСР. М., 1955) : «переплетение в гладких коврах со сцеплением утков между собой; гобеленовые переплетения; с обвивкой основных нитей».
В 1970-80-е годы приемы называли: «палас на прямую и косую нитку», «килим со сцеплением утков на общую нить и между собой».
(Подробнее о терминах см. в кн. И. Дворкиной «Гобелен за десять вечеров» и в блоге).

Чтобы почувствовать «вкус» родных терминов, сравните их с «новоделами» и постарайтесь услышать точность и гармоничность звуков, определяющих процесс:
просветы, а не «реле» или «несоединение» или «прогалы»;
сцепление, а не «зацеп»;
обвивка, а не «обвод» или «гампаж»;
перевивка, а не «твайн»;
кругляние, а не «эксцентрический уток»;
настилы, а не «проход» или «флотирование» или «броше» или «лансе» и т. п.

И, кстати, может верблюдовых тоже не стоит переименовывать в камелидов в популярном тексте. А то, ведь, верблюд обидится и… сами знаете, что он делает в таком настроении :-) Тем более, что собственно верблюдов в Перу не было, а был другой род этого семейства – ламы.

P. P. S. Напоминаю, что вы можете написать комментарий по теме, даже, если вы не зарегистрированы в Живом Журнале.
Tags: профессионализмы (термины и сленг)
Subscribe

  • Пунктуация в сложном предложении с подразумеваемым вопросом

    Поделитесь, пожалуйста, своими соображениями: Диетологи уверены: соевое «мясо» может стать отличной альтернативой обычному. Давайте…

  • Пунктуация

    Коллеги! Нужна помощь. Что скажете по поводу такой расстановки знаков препинания. «Основные конструктивные элементы здания: · стены — монолитные…

  • Нужны ли запятые? Уточнение?

    Вдоль осей А и Б, на удалении 390–450 мм от наружных стен, устроены подкрановые пути. Оси — условно принятые линии, используются в чертежах, в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments