fad_gel (fad_gel) wrote in korrektor_ru,
fad_gel
fad_gel
korrektor_ru

Игра в классики и запятые

Примеры «из классики» — неотъемлемая часть всех пособий по пунктуации.
На основании того, как писатели XIX века ставили запятые, выводятся правила, даются рекомендации и т. д.
Вот отрывок из «Арапа Петра Великого» Пушкина в трех вариантах.

1. Текст с авторской пунктуацией
Возвратясь в столовую Гаврила Афанасьевич казался очень озабочен. Сердито приказал он слугам скорее сбирать со стола, отослал Наташу в ее светлицу, и объявив сестре и тестю что ему нужно с ними поговорить повел их в опочивальню, где обыкновенно отдыхал он после обеда. Старый князь лег на дубовую кровать Татьяна Афанасьевна села на старинные штофные кресла, придвинув под ноги скамеечку, Гаврила Афанасьевич запер все двери сел на кровать в ногах князя Лыкова и начал вполголоса следующий разговор:
Недаром государь ко мне пожаловал; угадайте о чем он изволил со мною беседовать?
Как нам знать, батюшка-братец сказала Татьяна Афанасьевна.

2. Текст издания под ред. С. А. Венгерова (1910) (редактор пытался максимально сблизить употребление знаков препинания с пунктуацией печатных изданий пушкинского времени)
Возвратясь в столовую Гаврила Афанасьевич казался очень озабочен. Сердито приказал он слугам скорее сбирать со стола, отослал Наташу в ее светлицу, и объявив сестре и тестю что ему нужно с ними поговорить, повел их в опочивальню, где обыкновенно отдыхал он после обеда. Старый князь лег на дубовую кровать; Татьяна Афанасьевна села на старинные штофные кресла, придвинув под ноги скамеечку; Гаврила Афанасьевич запер все двери, сел на кровать в ногах князя Лыкова и начал вполголоса следующий разговор.
Недаром Государь ко мне пожаловал: угадайте о чем он изволил со мною беседовать?
Как нам знать батюшка-братец сказала Татьяна Афанасьевна.

3. Текст с пунктуацией, соответствующей современным правилам
Возвратясь в столовую, Гаврила Афанасьевич казался очень озабочен. Сердито приказал он слугам скорее сбирать со стола, отослал Наташу в ее светлицу и, объявив сестре и тестю, что ему нужно с ними поговорить, повел их в опочивальню, где обыкновенно отдыхал он после обеда. Старый князь лег на дубовую кровать; Татьяна Афанасьевна села на старинные штофные кресла, придвинув под ноги скамеечку; Гаврила Афанасьевич запер все двери, сел на кровать в ногах князя Лыкова и начал вполголоса следующий разговор:
— Недаром государь ко мне пожаловал; угадайте, о чем он изволил со мною беседовать.
— Как нам знать, батюшка-братец,— сказала Татьяна Афанасьевна.

Приведено в книге: С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. М., 1969, стр. 178–179.

Это я всё к тому, что аргумент «у Пушкина (Толстого, Достоевского...) тут запятая» означает лишь «корректор, вычитывавший в XX веке этот текст, поставил тут запятую».
Subscribe

  • Начинающий корректор: как понять, что из человека выйдет толк?

    Представьте себе такую ситуацию: вы берете себе сменщика без опыта работы. Человек пишет тестовое задание. Как вы поймете, что это ваш человек, что…

  • Совет соискателям

    Извините, наболело. Да и многим, думаю, может пригодиться взгляд "с другой стороны баррикады". Очень странно выглядит, когда ищущий работу корректор…

  • Аттестация

    А как вообще должна выглядеть аттестация корректоров? Кто их может аттестовать?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments